red_frog: (гэльвин)
[personal profile] red_frog
Как-то осенью я слушала вебинар про создание продающего профиля в Инстаграм. И помню, в нём меня очень сильно зацепило утверждение, что несмотря на то, что в Инстаграм каждый день продуцируется огромное количество контента, создают этот контент буквально пару процентов пользователей, а абсолютное большинство - его только потребляет. Что-то мне в этом утверждении показалось неправильным на уровне постановки вопроса. Но что - долго не могла сформулировать.

...На днях мне попалась запись цикла лекций Бориса Гройса, наверное, ведущего исследователя современного искусства. Цикл назывался "Искусство в XXI веке. От объекта к событию" и был записан в 2009-м году. И там было высказано одно наблюдение, которое тогда осенью крутилось у меня в голове, но не могло оформиться в слова. Гройс говорит: "Человечество стало человечеством художников. Все стали художниками, никто не стал зрителем. Вот, что является характерным для нынешнего времени - это полное исчезновение зрителя".

Да, надо уточнить, что изменилось и само понятие художника. Гройс поясняет, что художники в течение тысячелетий имели монополию на изготовление визуального искусства. Художником всегда был человек специально обученный, специально тренированный, который имел привилегию изготовлять визуальное. Но массовая диджитализация, которая началась с появлением фотографии в XIX века, привела к тому, что визуальное искусство может теперь создавать любой человек. Сейчас почти каждый обзавёлся какой-то камерой, он приезжает с курорта, обременённый тысячами снимков и видео, которые показывает своим знакомым. У каждого события, вплоть до повешения Саддама находятся свои свидетели, которые неожиданно его передают с помощью своих мобильных телефонов.

В итоге сформировалась ситуация , когда визуального контента становится на несколько порядков больше, чем люди в принципе в состоянии просмотреть. Но усугубляется всё тем, что люди в большинстве случаев и не хотят смотреть, они хотят показывать. Интернет вместо того, чтобы быть средством информации и комуникации стал среством самопрезентации.

...И вот возьмём к примеру всё тот же Инстаграм. Да, мы что-то тут публикуем, что-то смотрим, что-то лайкаем, ставим какие-то смайлики... И дело даже не в том, что большинство информации, которую мы потребляем в соцсетях, мы начисто забываем через два часа. Прелесть в том, что мы её не особо-то и потребляем. Нередко лайки нам ставят боты, мы сами, сидя в маршрутке и листая ленту, не особо замечаем, что мы смотрим и лайкаем.

Когда-то я просила не называть меня фотографом и говорила, что не считаю цифровую фотографию искусством. Окей, каюсь, был неправ. Просто искусство как глобальное явление сильно изменилось в эпоху диджитализации. И художник теперь - это всего-лишь репортрёр, наблюдатель современного мира, сообщающий другим о своих наблюдениях. Он больше не призван менять людей, формировать морально-этическую парадигму зрителей - всем плевать. Нет больше зрителя.

Ну а есть ли потребитель, в том смысле, в котором с этой категорией привыкли работать маркетологи? Похоже, мир меняется быстрее, чем об этом успевают написать новые параграфы в учебниках. :)

Date: 2017-04-24 06:33 am (UTC)
mariamara: new (Default)
From: [personal profile] mariamara
... и мне что-то нехорошо (с) )))

Date: 2017-04-24 07:08 am (UTC)
an_tares: (Default)
From: [personal profile] an_tares
С текстовой информацией в сетях то же самое. (О чём говорили довольно давно. Или я это в "техногнусизе" вычитал?..)
Информации сильно больше чем человек в состоянии усвоить, переварить и встроить в картину мира нет времени, а меняется всё слишком быстро, мир слишком многогранен и требует быть в курсе слишком многих вещей, чтобы просто ориентироваться в нём, отсюда трансформация восприятия в сторону поверхностного, "пролистывания".

Date: 2017-04-24 11:25 am (UTC)
dark_hunter: (Default)
From: [personal profile] dark_hunter
Кстати, это гораздо более глобальная тенденция - разделение между непрофессионалами того, что раньше было специфически профессиональным. Все эти юберы, микростоки, гугль-адсенсы, домашние электростанции, которые закачивают избыток электричества в общую сеть, и так далее, и тому подобное. Мир перестает работать через вертикальные связи (один производит для многих) и начинает через горизонтальные (все производят для всех). Или даже не горизонтальные, а, хм, облачные. Любой желающий производит в облако, любой желающий из облака берет.

Всплеск всяческого хендмейда, авторского пива, авторского кофе и прочее-прочее-прочее - часть той же тенденции. Человечество может себе все это позволить. Оно произвело достаточно дешевого пива/кофе/одежды с помощью промышленности, чтобы полностью удовлетворить свои потребности - и на оставшийся ресурс смогло позволить себе производить авторское. Которое в производстве гораздо дороже, а по качеству далеко не всегда пропорционально лучше. И тем не менее, конкуренцию оно выдерживает.

В общем, мы живем в чертовски интересное время. Все будет развиваться, все будет меняться. Крайне интересно, как будет выглядеть следующая ступень применительно к тому же художественному контенту, например. Возможно, какие-нибудь коллективные проекты, скажем. Как кино, которое по факту уже сейчас является коллективным проектом множества людей. Или что-нибудь еще более интересное. Поживем - увидим :-) Меня очень вдохновляет жить в это время и наблюдать за всем этим.
Edited Date: 2017-04-24 11:26 am (UTC)

Profile

red_frog: (Default)
red_frog

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920 21222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 06:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios