red_frog: (гэльвин)
[personal profile] red_frog
Как-то осенью я слушала вебинар про создание продающего профиля в Инстаграм. И помню, в нём меня очень сильно зацепило утверждение, что несмотря на то, что в Инстаграм каждый день продуцируется огромное количество контента, создают этот контент буквально пару процентов пользователей, а абсолютное большинство - его только потребляет. Что-то мне в этом утверждении показалось неправильным на уровне постановки вопроса. Но что - долго не могла сформулировать.

...На днях мне попалась запись цикла лекций Бориса Гройса, наверное, ведущего исследователя современного искусства. Цикл назывался "Искусство в XXI веке. От объекта к событию" и был записан в 2009-м году. И там было высказано одно наблюдение, которое тогда осенью крутилось у меня в голове, но не могло оформиться в слова. Гройс говорит: "Человечество стало человечеством художников. Все стали художниками, никто не стал зрителем. Вот, что является характерным для нынешнего времени - это полное исчезновение зрителя".

Да, надо уточнить, что изменилось и само понятие художника. Гройс поясняет, что художники в течение тысячелетий имели монополию на изготовление визуального искусства. Художником всегда был человек специально обученный, специально тренированный, который имел привилегию изготовлять визуальное. Но массовая диджитализация, которая началась с появлением фотографии в XIX века, привела к тому, что визуальное искусство может теперь создавать любой человек. Сейчас почти каждый обзавёлся какой-то камерой, он приезжает с курорта, обременённый тысячами снимков и видео, которые показывает своим знакомым. У каждого события, вплоть до повешения Саддама находятся свои свидетели, которые неожиданно его передают с помощью своих мобильных телефонов.

В итоге сформировалась ситуация , когда визуального контента становится на несколько порядков больше, чем люди в принципе в состоянии просмотреть. Но усугубляется всё тем, что люди в большинстве случаев и не хотят смотреть, они хотят показывать. Интернет вместо того, чтобы быть средством информации и комуникации стал среством самопрезентации.

...И вот возьмём к примеру всё тот же Инстаграм. Да, мы что-то тут публикуем, что-то смотрим, что-то лайкаем, ставим какие-то смайлики... И дело даже не в том, что большинство информации, которую мы потребляем в соцсетях, мы начисто забываем через два часа. Прелесть в том, что мы её не особо-то и потребляем. Нередко лайки нам ставят боты, мы сами, сидя в маршрутке и листая ленту, не особо замечаем, что мы смотрим и лайкаем.

Когда-то я просила не называть меня фотографом и говорила, что не считаю цифровую фотографию искусством. Окей, каюсь, был неправ. Просто искусство как глобальное явление сильно изменилось в эпоху диджитализации. И художник теперь - это всего-лишь репортрёр, наблюдатель современного мира, сообщающий другим о своих наблюдениях. Он больше не призван менять людей, формировать морально-этическую парадигму зрителей - всем плевать. Нет больше зрителя.

Ну а есть ли потребитель, в том смысле, в котором с этой категорией привыкли работать маркетологи? Похоже, мир меняется быстрее, чем об этом успевают написать новые параграфы в учебниках. :)
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

red_frog: (Default)
red_frog

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920 21222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 06:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios